Дефектный товар

Если вы пользовались приобретенным товаром целенаправленно и правильно за ним ухаживали, но у него все-таки выявится недостаток, вы имеете право предъявить торговцу претензию в течение двух лет со дня совершения покупки, если дефект возник не по вашей вине.

У продавца есть право на проведение проверки качества товара или экспертизы, но не спешите отдавать дефектный товар. В претензии следует указать, что Вы намерены присутствовать при проверке качества или экспертизе, а потому просите сообщить Вам конкретное время и место проведения диагностики/проверки качества. Товар можно самостоятельно предоставить диагностику/экспертизу в назначенное время. В этом случае оплата услуг по проведению диагностике или экспертизе ложится на продавца. В случае подтверждения наличия недостатка, возникшего не по Вашей вине, продавец обязан выполнить претензионные требования. Если же недостаток не обнаружился, то продавец вправе с вас потребовать возмещения расходов по проведению диагностики/экспертизы. Однако Вы вправе не согласиться с результатами экспертного заключения или актом проведения проверки качества и подать иск в суд. Минимум в половине случаев это имеет смысл, поскольку зачастую экспертные организации или сервисные центры, назначаемые продавцом, выносят необъективные заключения, ибо между ними существуют тесные партнерские отношения.

В качестве альтернативного варианта можно самостоятельно обратиться до написания претензии в специализированную экспертную организацию для проведения диагностики или независимой экспертизы. В этом случае уже Вам следует уведомить продавца о времени и месте проведения экспертизы или проверки качества. Проще всего отправить продавцу телеграмму. В этом случае нести затраты по оплате услуг независимых специалистов потребителю придётся самостоятельно. Заключение экспертизы или акт проверки качества можно прикладывать как к претензии, так и к исковому заявлению.

В случае дефектного товара вы можете в первую очередь потребовать от продавца бесплатного гарантийного ремонта, возврата уплаченных за товар денег, замены на товар такой же или иной марки, возмещения расходов, если Вы заплатили за ремонт какому-либо иному лицу, соразмерного уменьшения покупной стоимости (иначе говоря, если по Вашему мнению, бракованный товар должен стоить не заплаченные Вами в реальности деньги, а в 2 раза меньше, то Вы вправе потребовать выплатить Вам разницу). Потребитель сам выбирает, какое именно требование он желает предъявить продавцу. Продавец не вправе навязывать только, например, ремонт.

Однако ряд товаров можно вернуть или заменить только, если недостатки являются существенными. К таковым относятся технически сложные товары, перечень которых утверждён Правительством РФ. Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Как видно, перечень квалифицирующих признаков для признания недостатка существенным является открытым. Некоторые эксперты признают, например, недостаток существенным, если в сопроводительной документации к товару не содержится его описания и способа устранения. Определить, является недостаток существенным или нет, сможет только независимая экспертиза.

Также просить денег или замены в случае любого брака в технически сложных товарах можно при нарушении срока гарантийного устранения недостатков, который составляет максимум 45 календарных дней; в случае невозможности пользоваться товаром в течение 30 дней в каждом году действия гарантийных обязательств, если товар неоднократно сдавался для проведения ремонта.
В любом случае при наличии несущественного недостатка в технически сложном товаре можно требовать бесплатного гарантийного ремонта, возмещения расходов, если Вы заплатили за ремонт какому-либо иному лицу, соразмерного уменьшения покупной стоимости.

Претензионные требования по возврату денег предъявляются, продавцу, импортеру, изготовителю, дилерам.
Потребовать замены можно от продавца, изготовителя, импортера, дилера.

Требовать проведения гарантийного ремонта можно от изготовителя, продавца, уполномоченного изготовителем сервисного центра, дилера, импортера.

Требования по соразмерному уменьшению покупной цены следует предъявлять продавцу, дилера.

Просить возмещения расходов по проведению ремонта сторонними лицами следует у продавца, дилера.

В случае, если у вас есть выбор и Вы думаете, к кому именно предъявлять претензии, следует исходить из того, насколько реально будет в дальнейшем добиться от продавца или, например, импортера исполнения ваших требований. Если организация фактически не действует, не имеет расчетных счетов, находиться в стадии банкротства, то получить, к примеру, денежную сумму будет крайне затруднительно.

Гарантия означает, что продавец должен предложить потребителю больше прав, чем права, действующие в течение двухлетнего периода предъявления претензии. К примеру, срок гарантии может превышать два года или гарантия может содержать прочие преимущества, например замена товара на время его гарантийного ремонта, круглосуточное обслуживание клиентов и т. п.
В период действия гарантии именно продавец обязан доказывать отсутствие брака в товаре, но никак не покупатель. Если срок гарантии истёк, но не прошло 2 года с момента покупки, потребитель вправе обращаться с вышеуказанными претензионными требованиями, но самостоятельно и за свой счёт доказывает наличие дефекта в товаре.

Важно!

Предоставление гарантии является для продавца добровольным, однако право предъявления претензии относительно недостатка товара предоставляется вам как потребителю законом. Предоставляя гарантию, продавец не может уменьшить либо изменить вытекающую из закона обязанность отвечать за соответствие вещи условиям договора в течение двух лет.

Расходы, связанные с устранением недостатка товара, например, транспортные и почтовые расходы или затраты труда и материалов, должен оплатить продавец.

Правила защиты прав потребителей не распространяются на покупку от частного лица, поскольку речь идет не о договоре между продавцом и потребителем, а о сделке между двумя частными лицами. Это значит, что в случае совершения покупки у частного лица вы не имеете права на предъявление претензии, и в случае проблем можете обратиться только в суд.