С ДЕФЕКТОМ НА РАСПУТЬЕ

В этой статье рассмотрим все варианты возможных действий при обнаружении брака в телефонах, смартфонах, планшетах, ноутбуках и прочей подобной некрупной технике.

Действительно, а что делать при обнаружении недостатков? С чего начать?

Прежде всего, следует помнить, что в течение 15 дней с момента покупки можно просить денег или замену бракованной техники даже при наличии мелких, несущественных дефектов. Если 15 дней с момента покупки прошло, то возврат товара и его замена возможны только при наличии существенного брака. Существенность недостатка досконально может определить только специализированная экспертная организация.

Просить, например, отремонтировать по гарантии, бесплатно, можно в течение всего гарантийного срока. Пока действует гарантия, именно организация-продавец обязаны доказывать отсутствие брака, а не покупатель его наличие.

Однако чаще всего гарантия изготовителя на поименованные выше гаджеты составляет 12 месяцев. Если же брак обнаружен по истечении срока действия гарантии, но ещё не прошло 2-х лет с момента покупки, предъявление претензий по качеству также возможно. Но как раз в этом случае именно на покупателя возложена обязанность по  доказыванию наличия брака.

Само собой, что, если недостатки возникли по вине самого потребителя, который, например, утопил, уронил, спалил свой девайс, то на удовлетворение своих требований по ремонту или возврату ему не приходится рассчитывать. Разве что аппарат не был застрахован от подобных неприятностей.

Как правило, просьбу отремонтировать технику по гарантии магазины-салоны и сервисные организации удовлетворяют более-менее сносно.

Сложнее, если Вы намерены отказаться от дефектного товара при действующей гарантии. При предъявлении таких требований продавцы обычно просят предоставить товар на диагностику или проверку качества. Действительно, есть у них такое право по Закону «О защите прав потребителей». Однако на практике это часто приводит к злоупотреблениям со стороны продавцов и прочих мастеров. Повезёт, если Вам выдадут заключение о наличии неустранимого недостатка и возврате товара. Куда чаще обнаруживаются мелкие, устранимые дефекты. Либо обнаруживаются и втихаря устраняются без Вашего согласия, но в акте выполненных работ указывается, что аппарат полностью исправен. История знает и случаи, когда телефоны в сервисных центрах опускались в стакан с водой, чтобы можно было обвинить покупателя, дескать, сам утопил.

Наша рекомендация – напишите организации-продавцу претензию с выбранным Вами требованием, указав при этом просьбу типа: «в случае проведения диагностики известить меня о времени и месте её назначения с целью моего участия и предоставления для исследования товара».

В таком случае можно не отдавать продавцам свой гаджет. Да и со стороны не будет выглядеть, что Вы уклоняетесь и препятствуете магазину в проведении диагностики. Ведь по закону потребитель вправе присутствовать как при проведении проверки качества, так и при проведении экспертизы. А кроме того, законом не прописан порядок проведения диагностики, как и порядок передачи бракованного устройства для исследования. Из сего следует, что законом не запрещено принести товар на проверку качества с собой.

Скорее всего, продавцы не будут Вас ни о чём извещать и не будут организовывать никакой проверки качества без самого аппарата, но так Вы обезопасите себя от возможных мошеннических манипуляций со стороны сервисменов. Если от магазина ни ответа-ни привета, подавайте в суд!

Если гарантия истекла, то самый лучший вариант, если Вы найдёте какой-либо сервисный центр, готовый зафиксировать за небольшую сумму имеющиеся недостатки и сделать выводы об их природе и степени серьёзности. По сравнению со стоимостью независимой экспертизы, цены сервисных организаций существенно ниже. Да и в качестве доказательства наличия брака такие заключения суды обычно устраивают. При этом далеко не каждая компания-продавец электроники будет оспаривать такое заключение в суде.

Проведение независимой экспертизы до суда обходится существенно дороже. А потому, с учётом риска возможного обжалования результатов экспертизы в суде продавцом-ответчиком, не представляется целесообразным. В таком случае проще подать в суд исковое заявление с ходатайством о назначении независимой судебной экспертизы.

Степень и интенсивность сопротивления ответчика до суда и в суде обычно тем выше, чем выше стоимость товара. Маловероятно, что организации-продавцы будут оспаривать заключение потребителя по товару стоимостью до 10 000 рублей. Ведь расходы по проведению экспертизы зачастую сопоставимы со стоимостью аппарата и нередко даже превышают её.

В любом случае, оценивать все возможные варианты действий, риски и последствия сподручнее и безопаснее с опытными специалистами по защите прав потребителей. Милости просим на консультацию!