НЕ ДОВОДЯ ДО СУДА ИЛИ ВСЁ О ДОСУДЕБНЫХ ПРЕТЕНЗИЯХ

Закон «О защите прав потребителей», как известно, обязывает потребителей выражать свои недовольства товарами, услугами или работами в письменном виде в форме претензионного заявления.

При этом каких-то особых требований и правил по составлению претензионных заявлений законом не предусмотрено.

Однако это вовсе не значит, что претензию можно написать абы как. Здесь стоит думать над каждым словом, дабы какая-нибудь ошибка в написании не сыграла в будущем злую шутку против самого же потребителя.

Прежде всего, следует определиться с конкретным требованием: чего бы Вы хотели в конкретной данной ситуации от организации или предпринимателя (возврата денег, замены на другой товар, устранения недостатков). Здесь важно не только проверить законность своих требований, но и правильно оценить свои реальные шансы на победу с учётом всех возможных обстоятельств. Вокруг выбранного требования и будет строиться содержимое претензии. Дать дельный совет по выбору оптимального требования сможет юрист.

В шапочке претензии необходимо правильно указать полное наименование организации или предпринимателя, кому адресуется заявление; автора претензионного заявления, которым является пострадавший потребитель, адрес и телефон потребителя. Одной из принципиальных ошибок является написание претензии ненадлежащим лицом (например, мужем вместо жены). Предъявлять претензии может только то лицо, которое непосредственно что-либо покупало или заказывало. Исключение составляют случаи, когда, например, родители или опекуны представляют интересы несовершеннолетнего потребителя. Допускается также предъявление претензий лицами, уполномоченными на то надлежаще оформленной доверенностью.

Также нужно правильно идентифицировать организацию или предпринимателя, с которыми сложились спорные правоотношения. Если в договоре содержится указание на фирменное (коммерческое) наименование (к примеру, «Фирма Радуга»), но договор заключает индивидуальный предприниматель Петров Петр Петрович, который и расписывается, и ставит ниже свою печать, то претензия пишется именно на его имя. «Фирма Радуга» в данном случае является лишь «вывеской». Обращайте внимание на текст договора, ИНН, печать.

Что касается самого текста претензии, то следует подробно изложить все обстоятельства спорной ситуации с момента приобретения товара или услуги и так далее.

В конце текста необходимо четко обозначить свои требования. Помните, что в случае, если дело дойдёт до суда, требование искового заявления должно соответствовать требованию, изложенному в претензии. В противном случае возможны такие негативные последствия, как отказ в принятии судом иска. Например, в претензии Вы просили деньги за бракованный товар, а в иске просите отремонтировать товар по гарантии. Суд может вернуть иск (действительно, а вдруг ответчик согласился бы до суда на ремонт)?! Но если иск можно подать заново, то отказ в удовлетворении иска представляет собой куда более серьёзное негативное последствие. Не исключен и такой вариант развития событий, когда суд Вам откажет в удовлетворении дополнительных требований (во взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа), удовлетворив при этом основное. В этом случае, формально отказывая, суд исходит из того, что потребителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Говоря простым языком, Вы не дали возможности организации или предпринимателю исполнить добровольно, до суда именно то требование, что указано в иске. Отказ продавца, исполнителя или подрядчика в удовлетворении одного требования вовсе не означает отказ в удовлетворении иных возможных требований.

В конце претензии не забудьте поставить свою подпись и дату написания. Передаются претензии посредством почтового отправления заказным письмом или наручно, под роспись на собственном, втором экземпляре. Доказательства направления или вручения (почтовая квитанция, подпись сотрудника) не позволят противоположной стороне ссылаться на то, что Вы не обращались к ней до суда. И, главный совет: не стесняйтесь консультироваться со специалистами и пользоваться их услугами. Ведь грамотно составленная претензия – важная заявка на положительный исход решения спора.