КРАСОТА БЕЗ ЛИШНИХ ЖЕРТВ

Многочисленные жалобы и обращения в основном представительниц женского пола побудили заострить внимание на этой актуальной теме.

Проблемы начинаются с телефонного звонка с милым и вежливым голосом на том конце провода, завлекающим посетить фирму по оказанию косметических услуг, да каких – БЕСПЛАТНЫХ!!!

И после того, как это магическое слово – БЕСПЛАТНО – оказывает пагубное воздействие на здравый смысл, несчастные дамы попадаются в ловушку фирмы, о которой ровным счетом ничего не знают. И меньше таких потребителей не становится, несмотря на многочисленные предостережения средств массовой информации. Одна из таких фирм с сомнительной репутацией и повязшей в судебных баталиях именует себя ООО «Д Леталь групп».

Многим жертвам, перешагнув порог офиса фирмы по оказанию косметических услуг, дать отпор навязчивым сотрудникам крайне трудно. Как показывает практика, в арсенале «косметологов» есть и уговоры, и сладкие обещания. С целью потери бдительности клиента в ход идут и различные отвлекающие внимание приемчики (вроде ароматных чаев с неизвестными травками или одновременная обработка психики клиента одновременно несколькими менеджерами). Задача у них одна – заработать деньги путем подписания клиентом договора на оказание косметических услуг и, что более разорительно, кредитного договора. И в этой ситуации клиентке, видящей себя во всей красе и окруженной вниманием заботливого персонала, уже невдомек, что надо бы ознакомиться с документами, которые так активно подсовывают под подпись, с используемыми препаратами.

Отрезвление приходит спустя несколько часов, и тогда становится понятно, что и необходимости особой не было в этих услугах, используемые косметические средства вызывают аллергические реакции, а кредит серьезно ударит по семейному бюджету. И, наконец, как решиться рассказать об этой оплошности строгому мужу?!

Из имеющихся документов следует, что фирма оказывает потребителю комплекс косметических услуг за определенную плату. При этом оплата услуг происходит посредством заключения кредитного договора.

И тут сразу же возникают вопросы. Например, есть ли медицинское образование у сотрудников фирмы, оказывающих подобные услуги, ведь по законодательству косметические услуги относятся к медицинской деятельности? Каким образом банки практически всем пострадавшим одобряют кредиты для приобретения этих услуг, не проверяя толком ни кредитную историю, ни платежеспособность заемщика? Складывается впечатление, что некоторые банкиры имеют свой сомнительный интерес… Кроме того, что за косметические средства и препараты используются, каков их состав и насколько он безопасен для здоровья?

На помощь пострадавшему потребителю приходит Закон «О защите прав потребителей».

Сразу оговоримся, что бить кулаками в грудь и кричать во всех инстанциях о зловещем обмане, введении в заблуждение. Без доказательств это всего лишь пустые слова, которые, как известно, к делу не пришьешь. С таким же успехом Вы можете оклеветать порядочного соседа, который, якобы, Вам должен денег.

Расторгнуть договор на оказание подобных услуг можно по двум основаниям. Либо вследствие того, что сами услуги оказываются с нарушением требований к качеству, либо вследствие одностороннего отказа потребителя от этих услуг.

Отказ от услуг ненадлежащего качества позволяет вернуть всю сумму стоимости услуг, а также уплаченные по нему проценту, неустойку. Но для того, чтобы  вернуть эти деньги, требуется доказать, что используемые средства и препараты являются некачественными. Это возможно только в рамках проведения специальной экспертизы независимой экспертной организацией. Такая экспертиза назначается, как правило судом.

Второй вариант предполагает право потребителя на отказ от услуг в любое время до завершения оказания этих услуг с возвратом части суммы за услуги, которые не были потреблены. Например, если весь комплекс услуг состоит из 10 процедур стоимостью 100 000 рублей, а Вы посетили 2 из 10 процедур и потом отказались от них, то имеете право на возврат стоимости 8 процедур, то есть 80 000 рублей.

При любом варианте сначала необходимо обращаться в адрес фирмы с заявлением о расторжении договора и возврате денежных средств и только, если это не помогло, обращаться в суд, где можно дополнительно просить взыскать штраф, компенсацию морального вреда.

Вероятность же расторжения договора по основанию непредоставления информации об оказываемых услугах или предоставлению недостоверной информации крайне невелика. И причиной тому фраза в договоре, под которым стоит подпись потребителя типа подписав договор, подтверждаю, что получил об услугах всю необходимую информацию, включая противопоказания.

Как правило, зацепившись за эту фразу, суды идут по пути отказов в удовлетворении таких исков, отклоняя при этом резонные доводы об отсутствии у сотрудников фирмы медицинского образования, лицензий на оказание медицинских услуг, о составах косметических средств, о том, каким именно образом и в каких документах предоставлена информация об услугах.

Полагаем, что для надлежащей защиты потребителя в таких случаях законодателю необходимо изменить существующие требования к форме и содержанию договора с потребителем. Например, установить требования к размеру шрифта, читаемости договора, к детальному раскрытию информации об услугах. Ведь одно дело, когда потребитель поставил подпись под отсылочной незамысловатой фразой «подтверждаю, что получил информацию», но в реальности ничего не получал, но совсем иначе дело складывается, когда подпись стоит в договоре или приложении к нему, где действительно прописана вся необходимая информация, без всяких отсылок.

Такая борьба с навязчивыми услугами носит частный и индивидуальный характер. Для того, чтобы бороться системно с такой деятельностью и выявить возможные обман и мошенничество, в работу должны активно включаться правоохранительные органы, органы Роспотребнадзора, поскольку столь длительное существование таких организаций с серыми схемами работы и сомнительными методами – это, прежде всего, упущение и недоработка со стороны правоохранителей.